О роли Алексея Клементьевича Черного в создании заставы на Большом Уссурийском острове в 60-е годы

В первую очередь за ссылку хочу поблагодарить своего друга Евгения Щукина.

Изучая материалы о Черном, обнаружил в «Хабаровских вестях» воспоминания ветерана Великой Отечественной войны хабаровчанина Павла Петровича Троценко, связанные с Алексеем Клементьевичем и Большим Уссурийским островом:

«Время, когда пост первого секретаря Хабаровского крайкома КПСС занимал Алексей Клементьевич Черный, стало целой эпохой в истории нашего края. Никогда не забуду роль этого человека в укреплении государственной границы напротив Хабаровска. К 1960-м годам отношения между СССР и Китаем испортились, а Хабаровск был отделен от уже не дружественного государства лишь рекой, и граница была ничем не прикрыта. В 1969 году, после вооруженного конфликта на острове Даманском, встал вопрос о строительстве пограничной заставы на Большом Уссурийском острове. Пограничники там уже появились, а нормальных условий для несения службы у них не было.

20 ноября 1969 года тогдашний начальник Главдальстроя Сидоренко собрал у себя руководителей подведомственных организаций на совещание по этому вопросу. Вскоре подъехал Черный на служебном УАЗе, забрал нас всех и повез к месту будущей заставы. Граница с КНР проходила по протоке Казакевича, а примерно в километре от нее была релка. Так вот, среди кустов, дубов и берез стояли три палатки с пограничниками — молодыми, недавно призванными ребятами.

Мы приехали, выгрузились. Помню, погода была отвратительная: сильный ветер со снегом — настоящая зима. Осматриваем местность, получаем задание: на голом месте построить две казармы, дом под штаб и жилье для офицерского состава. Плюс необходимую инфраструктуру: клуб, столовую, котельную, помещения для спецтехники и оборудования.

— Видите этих ребят? — спрашивает Черный, — видите, в каких палатках они живут на морозе? В общем, делайте что хотите, а через три месяца, к 23 февраля здесь должна быть настоящая застава.

Чтобы уложиться в сроки и дать качество, к строительству были подтянуты все возможные административные и материальные ресурсы. На этот объект все выделялось по первому требованию, только бери и строй. Ответственные за стройку, среди которых был и я, дневали и ночевали на острове. Алексей Клементьевич то и дело сам приезжал контролировать процесс (всегда неожиданно), так что строгое око первого секретаря мы на себе чувствовали постоянно.

Застава «Проточная» была сдана точно в срок. Начальник строительного управления № 4 Денисов, чье ведомство выполняло практически все работы (кроме нулевого цикла и благоустройства), был награжден орденом Ленина. Руководители остальных строительных организаций получили спецпропуска на беспрепятственное посещение заставы в течение нескольких лет. Впрочем, это было не столько символической наградой и жестом доверия, сколько простой необходимостью на случай, если у пограничников возникнут вопросы по эксплуатации принятого хозяйства. Кстати, подведомственное мне УПТК треста «Жилстрой» взяло шефство над заставой и оказывало необходимую помощь военным до 1976 года.

Застава «Проточная» стала лишь первым эпизодом в кампании по укреплению госграницы с Китаем. За 1968 год были построены Тарабаровская застава в ЕАО (там основную работу выполнял трест «Биробиджанстрой»), спецпричал для пограничных кораблей на воздушной подушке, а также две базы для круглогодичного отстоя кораблей — близ поселка Сарапульск и села Ленинское».

Записал Андрей Мельников. «Хабаровские вести». 17.04.2012 год.

Постоянная ссылка на это сообщение: http://fuyuan.ru/1312/